Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения:
Вкл. Выкл.
295023, Россия, Республика Крым
г. Симферополь, ул. Беспалова д.49-а Поиск по сайту
Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:


Версия для слабовидящих

Формирование псевдоголоса

Понедельник,  12  Октября  2015

Рекомендации по образованию псевдоголоса у больных с экстирпированной гортанью


После экстирпации гортани по поводу опухоли речевое общение может быть восстановлено посредством образования псевдоголоса.

При обучении псевдоголоса необходимы самостоятельные упражнения от 6 до 8 раз в день (по 15 -16 минут). В этих целях рекомендуется игра на губной гармошке. Это упражнение приучает набирать воздух в рот и опорожнять последний.

После того, как больной научится играть на губной гармошке, он приступает к следующим упражнениям:
а) положив кисти рук на заднюю поверхность шеи и зажав язык между зубами, подражать произнесению звука «Ы».
б) подражание произнесенного звука «Ы» сжатым языком между зубами повторяется стоя с наклоном корпуса вперед и свободно опущенными руками.
в) подъем и опускание диафрагмы на вдохе и выдохе. С этой целью, взявшись за спинку стула, сделать наклон вперед и на вдохе поднимать диафрагму. Выпрямившись делать выдох и опускать диафрагму. Каждое упражнение повторяется пять раз. При вызывании звука псевдоголосом не следует заглатывать воздух, так как это ведет к порывистой, лишенной плавности речи.

Научившись вызывать звук псевдоголосом, необходимо немедленно вводить слоги, слова, фразы.
Звуковой состав слоговых упражнений и слов, а также фраз обусловлен легкостью произнесения для безгортанных звуков К, Т, П.
Звук «К» по способу артикуляции звук смычный, по месту артикуляции — язычно-задненебный, по участию голоса — глухой.
Звук «Т» по способу артикуляции звук смычный, по месту артикуляции — язычно-зубной, по участию голоса — глухой.
Звук «П» по способу артикуляции звук смычный, по месту артикуляции — губно-губной, по участию голоса — глухой.
Следовательно, звуки «К», «Т», «П» произносятся без участия голосовых связок, что значительно облегчает обучение.

Упражнение № 1

КА, КО, КУ, КИ, КЕ

КАК, КОК, КУК, КИК, КЕК


Упражнение № 2

КЭК, КАТЯ, КАПА, КАЗНА, КАТОК, КАКАО, КАЛИТКА

КОТ, КОМ, КОК, КОЛ, КОЛЯ, КОСТЬ, КОФЕ

КИМ, КИТ, КИРА, КИНО, КОЛО, КУКЛА, КУМ, КУЛАК, КУЛЕК

ПАЛКА, ВИЛКА, ПЛАТОК, АПТЕКА, БОКАЛ, ПЛАКАТ, БУДКА, ПОКОЙ, ЯБЛОКО


Упражнение № 3

К каждому слову упражнения № 2 прибавляется слово «КАК», например, «КАК КОТ», «КАК КОК» и т.д.

Освоив первые три упражнения, рекомендуется произнесение специально подобранных фраз, состоящих из трех слов.


Упражнение № 4

Кот катает клубок. Катя купила куклу. Ким кормил кур.

Ким ел котлеты. Коля купил коньки. Коля купил кекс.

Коля ел кисель. Кира купила какао. Катя была в кино.



Одновременно с упражнением № 4 следует работать над упражнением № 5, которое на уже знакомом материале обучает произнесению длинных слов, а также и регуляции громкости посредством ударений.

Упражнение № 5

КАКАКАК     КОКОКО       КУКУКУК

КАКАКАКА  КОКОКОКО КУКУКУКУ

КИКИКИ       КЕКЕКЕ

КИКИКИКИ  КЕКЕКЕКЕКЕ


К упражнениям 6 и 7 желательно переходить в период овладения упражнениями 4 и 5.


Упражнение № 6

АК, ОК, УК, ИК

КО-АК, КО-ОК, КУ-УК, КИ-ИК

БАК, БОК, МАК, РАК, РОК, ЛАК, ЛУК, СУК, ТОК


Упражнение № 7

Перед словами упражнений 6 и 7 рекомендуется произнесение отдельных предложений упражнения 8.


Упражнение № 8

Комар укусил Колю. Кузнец кует подкову. Коля кует подкову. Коле купили компас. Ким курит трубку. На клумбе красивый мак. Рыбак поймал карася.

В период работы над упражнениями 5, 6, 7, 8 необходимо упражняться в медленном счете от 1 до 20. Далее следует переходить к аналогичным упражнениям с 1 по 4, со звуком «Т» (упр. 9, 10, 11).


Упражнение № 9


ТА, АТ, ТУ, УТ, ТО, ОТ, ТИ, ИТ

ТЕ, ЕТ, ТАТ, ТОТ, ТУТ, ТИТ, ТЕТ

ТАМ, ТАК, ТАЗ, ТОК, ТОМ, ТОН, ТОЛ, ТИК, ТИР, ТИП


Упражнение № 10

Перед каждым словом упражнения № 9 произносите слово «КАК», например:

«КАК ТАМ», «КАК ТАК», «КАК ТАЗ» и т.д.


Упражнение № 11

Коля тянет Таню. Тимка тянет таз. Коля играет в тенис.

Тося катает клубок. Толя читает толстый том. Там живет Таня.

Научившись произносить псевдоголосом упражнения 8 и 11, можно переходить к чтению специально подобранных связанных текстов и параллельно работать над произношением сочетания ряда согласных упражнения № 12 и изолированным произнесением гласных звуков упражнения № 13.


Упражнение № 12

КТА, ПКА, КША, КСА, ШКА, СКА, КТО, ПКО, КШО, КСО, ШКО, СКО, КТУ, ПКУ, КУС, ШКУ, СКУ, КТИ, ПКИ, КШИ, КСИ, ШКИ, СКИ, КШУ, КТЕ, ПКЕ, КШЕ, КСЕ, СКЕ, ШКЕ

Приступив к упражнению № 13, следует учитывать, что произношение гласного звука является наиболее трудным для безгортанного пациента. Вначале нужно произносить знакомое и легкое звуковое сочетание с некоторым удалением звука «А», затем — не вызывающий трудности слог с «К» с таким же удалением гласного на конце а затем лишь изолированное, но пока конкретное произнесение гласного звука (упражнение № 13).

Когда будет освоено уверенное произнесение короткого гласного звука, можно переходить к протяжному произношению гласных.


Упражнение № 13

а) КаааКХ б) Кааа в) а г) аааа
КоооК Кооо о оооо
КуууК Кууу у уууу
КиииК Киии и иии
КэээУ Кэээ э эээ

Упражнениями для выработки внятной и плавной речи являются скороговорки (упражнение № 14), к которым следует приступать после освоения упражнения № 13.


Упражнение № 14

Скороговорки

Около ямы три хвои, на хвою стану, хвою достану.

Выдерни лично в один клин.

Из под кислого молока, из под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак, да не по-колпаковски.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, два мыша поплоше несли по два гроша.

Курочка чиста, пестра, курочка сноса плоска.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.


В период освоения упражнения № 14 рекомендуется чтение связанных текстов, звуковой состав которых должен вызывать затруднения.


КОРОВА И ВОЛК

Коля пас коров. Одна корова была с теленком. Вдруг прибежал волк, хотел схватить теленка. Но корова не дала теленка. Она прижала теленка к дереву. Подставила волку рога и громко замычала. Коля услышал, как замычала корова и прибежал с собакой. Волк увидел человека и собаку, испугался и убежал.


В период обучения звуковой речи запрещается разговаривать шепотом, переписываться.

Для улучшения плавности и внятности речи рекомендуется чтение следующих стихотворений:

М. Джалиль - «Сон ребенка»

В. Инбер - «Сыну, которого нет»

М. Лермонтов - «Бородино»

Н.Некрасов - «Несжатая полоса»

Период овладения больным звучной речи равняется в среднем 1,5 - 2 месяца.


(НИИ отолярингологии)

Версия для печати

Возврат к списку

  291